Функциональная неграмотность как объект психолингвистики

перейти в каталог
вернуться на главную
Книга размещена в магазине http://rvalyent.robo.market   в категории "ЯЗЫКОЗНАНИЕ"

 

Информация о книге

Название

Функциональная неграмотность как объект психолингвистики.
Коллективная монография

 

Под ред. В.А. Пищальниковой

Авторы

Пищальникова В.А., Степыкин Н.И., Бубнова И.А., Адамова З .Г., Мягкова  Е.Ю., Кружилина  Т.В., Бутакова Л.О.

ISBN

978-5-93439-640-5

 

Количество страниц

216  
Обложка  

Год издания

2022  
Оглавление PDF
Предисловие PDF

Аннотация

Монография посвящена исследованию социально острой проблемы функциональной неграмотности населения. Коллектив авторов изучает проблему комплексно: рассматриваются нейрофизиологические основания функциональной неграмотности, изменения в реализации речевого действия как компонента речесмыслопорождения, обращается внимание на социальные и психологические тенденции в исследовании проблемы, в том числе экспериментальные. Акцентируется и вопрос о потенциальных возможностях преодоления негативных тенденций в развитии функциональной неграмотности.

 

Об авторах

Вера Анатольевна Пищальникова — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры общего и сравнительного языкознания Московского государственного лингвистического университета. Известный специалист в области методологии лингвистики, психолингвистики, лингвосинергетики, восприятия и понимания художественного и цифрового текста. Автор 12 монографий, в том числе «Истории и теории психолингвистики» (2021); трехтомного учебника «Общее языкознание» (2019–2021) (в соавторстве), соавтор более 10 коллективных монографий.

Николай Иванович Степыкин — доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Специалист в области теории психолингвистики и межкультурной коммуникации. Автор «Мультилингвального ассоциативного тезауруса вежливости» (2021) (в соавторстве); соавтор коллективных монографий «Ассоциативный эксперимент: теоретические и прикладные перспективы психолингвистики» (2019), «Психолингвистический эксперимент и исследование идентичности» (2021).

Ирина Александровна Бубнова — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной филологии Московского городского педаго­гического университета. Специалист в области психо- и социопсихолингвистики, лингвофилософии языка. Автор монографий «Абстрактное имя и интеллект: когнитивная модель как отражение индивидуального ментального опыта» (2004), «Структура субъективного значения слова (психолингвистический аспект)» (2011), соавтор монографии «(Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем» (2017).

Зоя Гаврильевна Адамова — кандидат филологических наук, ведущий сотрудник Лаборатории психолингвистики Московского государственного лингвистического университета. Специалист в области разработки психолингвистических методик диагностирования межэтнической и социальной напряженности и этнокультурной специфики сознания. Входит в состав авторского коллектива «Ассоциативного словаря базовых ценностей» (2020), монографии «Психолингвистический эксперимент и исследование идентичности» (2021).

Елена Юрьевна Мягкова — доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории языка, перевода и французской филологии Тверского государственного университета, специалист в области психолингвистики и теории языка. Входит в состав авторского коллектива монографии «Функционирование языка в социуме, тексте, индивидуальном сознании» (2018), автор монографии «Эмоционально-чувственный компонент психологической структуры значения слова» (2000) и ряда фундаментальных работ по проблемам эмоциональности слова, внутреннего метаязыка и внутренней грамматики.

Татьяна Владиславовна Кружилина — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Юго-Западного государственного университета (г. Курск). Специалист в области исследования закономерностей продуцирования и понимания текстового сообщения, механизмов внутренней речи, трансформации речевой деятельности. Автор монографии «Понимание текста в онтогенезе» (2016).

Лариса Олеговна Бутакова — доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Специалист в области психолингвистики и когнитивного моделирования. Автор монографий «Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование» (2001), «Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона» (2010), соавтор 7 коллективных монографий.